МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
Эскадренные миноносцы
|
|
1. ЛИЛИПУТЫ ПРОТИВ ВЕЛИКАНОВ
МК №1.1998 г.
Среди морских офицеров — героев гражданской войны в США имя В.Кушинга занимает одно из самых почетных мест. И неудиви-тельно: осуществленная им дерзкая операция оказала огромное влияние на развитие военно-морского искусства и кораблестроения во всем мире, показав, что крошечный паровой катер может стать опасным противником для закованного в железо броненосца. Появление нового класса кораблей — представителей москитного флота — было предрешено.
...Темной ночью 27 октября 1864 года у побережья Северной Каролины появился небольшой паровой баркас и незаметно вошел в устье реки Роанок. На его борту находились 13 добровольцев под командованием лейтенанта Кушинга. Их целью был броненосец южан «Элбермарл», находившийся на верфи города Плимут, в восьми милях от моря. Не так давно подводная лодка конфедератов пустила ко дну винтовой корвет северян «Хаусатоник», поразив его шестовой миной. Теперь Кушинг намеревался применить против врага это же оружие, правда, установленное не на субмарине, а на обычном катере.
Северянам повезло: они оставались незамеченными до самого последнего момента, пока их не окликнули с «Элбермарла». Минный баркас ринулся в атаку, но наткнулся на бон из бревен, окружавший броненосный корабль. Тем временем на последнем сыграли боевую тревогу, и вскоре по атакующим был открыт ураганный огонь из орудий и ружей. К счастью, катер находился слишком близко к борту, и снаряды пролетали высоко над головой; ущерб причиняли лишь пули и картечь, сразившие несколько человек. Под градом свинца Кушингу все же удалось расцепить бревна бона, опустить шестовую мину в воду и ударить ею в корпус броненосца. Раздался мощный взрыв, столб воды обрушился на минный катер и потопил его. Но и у южан дела были плохи: «Элбермарл» получил большую пробоину, ручные помпы с хлынувшей внутрь водой не справлялись, а паровые не действовали, так как котлы оставались холодными. «Все наши усилия оказались бесполезными, и через несколько минут судно затонуло, так что в настоящее время над водой видны только одни дымовые трубы», — написал в своем рапорте на следующий день командир броненосца кэптен Уорлей.
Лейтенанту Кушингу и одному матросу удалось доплыть до противоположного берега реки и после долгих скитаний добраться до своих. Остальные члены экипажа катера погибли или попали в плен.
Успех нового оружия вызвал сильный резонанс во всем мире. Шестовые мины были приняты на вооружение в разных странах, причем зачастую ими оснащали мало подходящие для этого корабли. Так, в русском флоте применение шестовых мин отрабатывалось на броненосном фрегате «Адмирал Лазарев», корвете «Богатырь» и даже на круглых броненосцах — поповках. В Германии в начале 1870-х годов построили целую серию так называемых «минных пароходов». Среди них были, между прочим, колесные «Зефир» и «Риваль». Остается загадкой, каким образом немцы хотели использовать в бою эти тихоходные колесники с высоченными дымовыми трубами: ни приблизиться незаметно к вражескому броненосцу, ни догнать последний в море у них не было никаких шансов.
Очень скоро стало ясно, что носителями шестовых и буксируемых (еще одна разновидность данного оружия, появившегося во время гражданской войны в США) мин должны стать не переоборудованные, а специально построенные суда — маленькие, незаметные и быстроходные. Первыми их попытались построить немцы. В 1871 году они заказали фирмам «Дервиент» в Данциге и «Вальтьен» в Бремене по три экспериментальные миноноски. В следующем году все шесть корабликов были готовы. Данцигские имели водоизмещение 34 т, длину 20,3 и ширину 3,3 м; бременские — соответственно 24 т, 14,6 и 3,22 м. Энергетическая установка — один цилиндрический котел и двухцилиндровая паровая машина простого расширения. Вооружение состояло из двух шестовых мин, несших по 17 кг пороха. Они могли стать родоначальниками класса миноносцев, если бы не их никудышная скорость: на испытаниях они развивали всего 7,7—8 узлов. Для атаки они не годились, поэтому после ряда опытов их переоборудовали в крепостные минные заградители № 1—6.
В результате первая полноценная миноноска появилась во флоте совсем другой страны. В 1872 году правительство Норвегии заказало британской фирме «Торникрофт» небольшое, но быстроходное суденышко — носитель шестовых и буксируемых мин. Англичане быстро разработали проект, взяв за основу паровой пассажирский катер. За счет увеличенного отношения длины к ширине, всемерного облегчения конструкции и применения паровой машины двойного расширения (компаунд) миноноска, получившая название «Мэлстрем», на испытаниях в 1873 году показала невиданную скорость— 14,97 узла! По прибытии в Норвегию ее переименовали в «Рап» (что по-норвежски означает «быстрая»). Хотя на новом месте ей ни разу не удалось развить ход более 12,25 узла, она все равно оправдала свое имя, являясь самым быстроходным судном во всей Скандинавии.
Миноноска «Рап» прославилась не только тем, что была первой, но и своим долголетием. После ряда модернизаций она служила в качестве патрульного судна до 1920 года, после чего ее поставили на стенку на территории военно-морской базы в Хортене. В феврале 1945 года, находясь на берегу, миноноска получила свои первые и последние боевые повреждения, слегка пострадав от осколков во время бомбардировки базы союзной авиацией. «Рап» по сей день находится в экспозиции морского музея в Хортене, являясь единственным сохранившимся представителем своего класса судов.
Благодаря норвежскому заказу английская фирма «Торникрофт» стала «законодательницей мод» в новом виде морских вооружений. В 1874—1875 годах практически по чертежам «Рап» она построила по одной миноноске для Дании (№1) и Швеции («Спринг», позже переименована в «Глимт»), а также близкие к ним № 1 для Австро-Венгрии, № 5 и № 6 для Франции с увеличенной до 15—18 узлов скоростью. Одновременно четыре 11-тонные миноноски для Аргентины поставил главный конкурент «Торникрофта» — фирма «Ярроу».
Шведы пытались скопировать английский проект: в 1878 году они построили по заказу Норвегии миноноску «Ульвен», внешне точно повторявшую «Рап», но сумевшую на испытаниях достичь лишь 10-узловой скорости. Для своего флота в Швеции были построены довольно крупные минные баркасы № 3—6 с двухвальной (!) паросиловой установкой, также оказавшиеся явными тихоходами.
В России эксперименты с шестовыми минами проводились с 1862 года. К середине 70-х годов во флоте имелось не менее десятка образцов этого оружия. Самой тяжелой была мина системы полковника В.Д.Петрушевского: ее вес без шеста составлял 182 кг, заряд — 57,5 кг артиллерийского пороха. Более легкие снаряжались пироксилином (от 3,2 до 24,6 кг). Кроме того, на вооружении состояли буксируемые мины — в нашем флоте их называли «крылатки». Однако с носителями этого оружия — быстроходными и маневренными судами — дело обстояло хуже. Лишь в 1876 году фирме «Торникрофт» были заказаны две миноноски; к началу войны с Турцией они оказались единственными современными боевыми единицами.
Остальной миноносный флот пришлось собирать, как говорится, с бора по сосенке. Уже в январе 1877 года на Черном море и Дунае имелось 15 мобилизованных паровых катеров, позже к ним добавилось еще несколько. В этой разношерстной компании были пассажирские, портовые, промерные, разъездные катера; «Наварин» и «Минер» представляли собой паровые шлюпки с императорских яхт «Полярная Звезда» и «Держава». Наиболее совершенными считались «Шутка» и «Мина» — они имели металлические корпуса и могли развивать скорость до 14—16 узлов. Большинство же остальных представляли собой обычные паровые деревянные шлюпки со скоростью порядка шести узлов. И тем не менее, вооруженные шестовыми минами, они в руках русских моряков превратились в грозную силу, способную противостоять значительно более мощному османскому флоту...
В ночь на 15 мая 1877 года в Мачинский рукав Нижнего Дуная вошли четыре минных катера под Андреевскими флагами: «Царевич», «Царевна», «Джигит» и «Ксения». «Царевич» (его еще часто называли «Цесаревич») представлял собой бывшую румынскую шлюпку «Риндуница» («Ласточка»); командовал им лейтенант Ф.В.Дубасов — будущий вице-адмирал и московский генерал-губернатор. В 2 часа 30 минут впереди показались темные силуэты — это был отряд турецких кораблей, стоявших на якоре. Катера держались у берега и не были обнаружены неприятелем. Когда до цели оставалось чуть больше 100 м, они дали полный ход и устремились на врага. Лишь в этот момент турки спохватились и открыли ожесточенный ружейный и артиллерийский огонь.
1. Минный катер «Царевич», Россия, 1877 г.
|
Первым атаковал «Царевич». Он приблизился к находившемуся посередине реки монитору «Сейфи» и ударил его шестовой миной в корму. Огромный столб воды обрушился на катер и почти полностью залил его. Монитор накренился, продолжая яростно отстреливаться, но в этот момент к нему прорвался катер «Ксения» под командованием лейтенанта А.Шестакова. Взрыв еще одной мины произошел вблизи миделя корабля — в воздух взлетели обломки, обрывки снастей... «Сейфи» затонул почти тотчас. Русские катера, несмотря на полученные повреждения, благополучно вернулись назад.
Кстати, отличившийся в эту ночь «Царевич» также оказался долгожителем. В 1878 году его возвратили Румынии, и он снова стал «Риндуницей». В течение долгого времени служил гидрографическим судном, а с началом первой мировой войны был вновь мобилизован. 15 августа 1916 года вооружейная двумя торпедами «Риндуница» под командованием капитана А.Негулеску участвовала в атаке на австро-венгерский монитор «Бодрог», находившийся на рейде порта Русе (Рущук). Монитор чудом избежал гибели: выпущенная торпеда угодила в стоявшую у борта баржу, которую не удалось разглядеть в темноте...
Во время русско-турецкой войны появился еще один оригинальный тип боевого корабля — носителя минного оружия. Им стал пароход «Великий князь Константин», переоборудованный по инициативе лейтенанта С.О.Макарова. Пароход получил на вооружение шестовые, буксируемые, метательные (выстреливаемые из минных пушек и идущие к цели по инерции) мины, а также четыре минных катера, поднимавшиеся на борт шлюпбалками. Собственное оружие «Константин» не применял, но его катера, доставлявшиеся в любую точку Черного моря, немало попортили крови неприятелю. И именно с ними связано последующее эпохальное событие в эволюции морского оружия.
С.БАЛАКИН
«Моделист-конструктор» № 1/1998
|
5. Миноноска «Рап», Норвегия, 1873 г.
|
|
6. Миноноска № 1, Австро-Венгрия, 1875 г.
|
Вернуться в
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1998-2003 г. г.)Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА