МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
Эскадренные миноносцы
|
|
3. ПЕРВАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОВЕРКА
МК №12.1975
Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий», построенные в Петербурге на Невском заводе и собранные в Порт-Артуре, имели следующие данные: водоизмещение 240 т, длина 57,9, ширина 5,6, осадка 2,5 м. Две паровые поршневые машины тройного расширения общей мощностью 3800 л. с. вращали два винта и позволяли миноносцам двигаться со скоростью до 26,5 узла. Вооружение состояло из двух однотрубных поворотных палубных торпедных аппаратов, одной пушки калибра 75 мм и трех пушек калибра 47 мм. Экипаж каждого корабля насчитывал 4 офицера и 47 матросов.
Японские миноносцы «Акебоно» и «Сазанаме» были построены в Англии фирмой «Ярроу» и имели водоизмещение 311 т, длину 67,9, ширину 6,8, осадку 1,7 м. На них стояли две паровые машины тройного расширения общей мощностью 6300 л. с., которые вращали два винта и двигали корабль со скоростью до 31 узла. Миноносцы «Синономе» и «Усугумо» также были построены в Англии фирмой «Торникрофт» и имели водоизмещение 275 т, длину 62,4, ширину 5,9 и осадку 1,6 м. Аналогичная силовая установка мощностью 5400 л. с. могла двигать корабли со скоростью до 30 узлов. Оба типа неприятельских кораблей имели одинаковое вооружение: по два однотрубных палубных торпедных аппарата, одной пушке калибра 75 мм и пять пушек калибра 57 мм. Экипажи состояли из 3 офицеров и 48 матросов.
8. «Стерегущий» (Россия, 1903 г.) |
В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года русская эскадра, стоявшая на внешнем рейде Порт-Артура, была внезапно атакована японскими миноносцами и понесла серьезный урон. Так началась русско-японская война. Задолго до этого, как только Россия разорвала дипломатические отношения с Японией, вице-адмирал С. О. Макаров, инициатор первых в мире торпедных атак, направил управляющему морским министерством докладную. В ней говорилось: «...Пребывание судов на открытом рейде (Порт-Артура.) дает неприятелю возможность... в ночное время обрушиться на флот большим числом миноносцев и даже паровых катеров... Японцы не пропустят такого бесподобного случая нанести нам вред». Однако к голосу Макарова не прислушались, за что поплатились несколькими кораблями.
В ходе войны миноносные силы всех разновидностей действовали с обеих сторон довольно активно. Минный катер, приписанный к броненосцу «Ретвизан», 21 октября (3 ноября) 1904 года обнаружил в бухте Меланхе японский двухтрубный миноносец. Выпустив торпеду с короткой дистанции, он попал в цель. Через две минуты японский миноносец скрылся под водой. Каждую ночь из Порт-Артура выходили отряды русских миноносцев для атак кораблей японской эскадры, блокировавшей базу. Вот один из эпизодов той поры. Отряд, состоявший из миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» (8), при возвращении в Порт-Артур в утреннем тумане на близком расстоянии обнаружил четыре японских миноносца. Это были «Акебоно» (9), «Сазанаме», «Синономе» (10) и «Усугумо».
Русские миноносцы относились к эскадренным, а японские — к истребителям миноносцев, то есть к группе контрминоносцев, минных авизо и т. п. Умелое маневрирование позволило «Решительному» и «Стерегущему» избежать перекрестного огня. Тогда японцы, используя превосходство в скорости, легли на параллельный курс и открыли артиллерийский огонь. Русские моряки вступили в неравный бой. Японский снаряд, разорвавшийся в кочегарке «Стерегущего», вывел из строя два смежных котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и вскоре потерял ход. Командир «Решительного», увидев, что к району боя подошли два японских крейсера, направился полным ходом в Порт-Артур за помощью.
В 10 часов 15 минут 26 февраля (10 марта) 1904 года миноносец ушел на дно.
Адмирал Макаров, получив от командира «Решительного» доклад о неравном бое «Стерегущего», немедленно вышел в море, но вражеские корабли, не приняв боя, полным ходом ушли к своим берегам.
Ночью после Цусимского сражения японцы использовали большое число миноносцев, намереваясь окончательно разгромить русскую эскадру. Однако успехи оказались весьма скромными. Из шестнадцати кораблей эскадры, оказавшихся темной ночью в узком проливе, кишевшем японскими миноносцами, лишь в четыре (броненосцы «Наварин» и «Сысой Великий», крейсера «Нахимов» и «Владимир Мономах») попали торпеды. А ведь только по крейсерам «Олег» и «Аврора» японцы выпустили около двух десятков смертоносных снарядов.
Качество торпедной подготовки у японцев оказалось значительно ниже, чем у русских моряков. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют такие цифры: японцами за время войны было выпущено 238 торпед, из которых попало в цель только 19 (8%), русскими моряками было выпущено всего 25 торпед, из которых в цель попало 10 (40%). И еще: если в русско-турецкую войну 1877—1878 годов было использовано только 4 торпеды и потоплен всего 1 корабль, то в русско-японской войне 1904—1905 годов с обеих сторон — 263 торпеды, которые потопили 11 кораблей из погибших 58.
Военные действия на море полностью подтвердили невозможность нанесения таранных ударов и большую перспективность использования торпедного оружия. Был также сделан вывод, что эскадренные миноносцы имеют слишком малое водоизмещение (220— 400 т), а следовательно, недостаточные дальность плавания и мореходность. Артиллерийские бои миноносцев показали, что их необходимо также вооружить орудиями и пулеметами. Но истребители миноносцев — минные авизо, контрминоносцы и т. п. — совершенно не оправдали возлагавшихся на них надежд. Как иронически отмечал известный историк Н. Кладо, «...ни один истребитель ни одного миноносца не уловил и не истребил». Одновременно была отмечена удивительная универсальность эсминцев — эскадренных миноносцев; они (особенно русские) не только успешно использовали свое торпедное оружие, но и несли дозорную службу, ставили минные заграждения, проводили разведку, охраняли транспорты и крупные боевые корабли.
Автор серии - участник Великой Отечественной войны,
капитан 1-го ранга И. П. Чернышев.
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина
«Моделист-конструктор» № 12/1975
Вернуться в
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1975-1977 г. г.)Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА