МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
Эскадренные миноносцы
|
|
1. ОТ ТАРАНА - К ТОРПЕДЕ
МК №10.1975
Едва лишь появились военные корабли и на водных просторах начали происходить морские бои, моряки стали искать способы, как быстрее потопить противника. Лучшим из всех считалось нанесение удара-тарана в самое уязвимое место корабля — его подводную часть. Море через пробоину врывалось внутрь грозного корабля, он терял плавучесть и без особого промедления шел на дно. Появление артиллерии сделало таран бессмысленным.
В XIX веке жизненно важные места паровых кораблей стали защищать броней, которая частенько выигрывала соревнование со снарядом. Потопить же противника артиллерией тоже оказалось уже непросто. И тогда военно-морские специалисты вновь вернулись к идее таранного удара. Военные моряки всех флотов ломали головы над тем, как бы добраться до подводной части вражеского корабля и нанести смертельную для него пробоину. Поиски решения проблемы велись в нескольких направлениях. Первое привело к появлению подводных плавательных аппаратов, управляемых человеком. Это были прообразы будущих подводных лодок. Они тогда еще не стреляли торпедами или ракетами, как сейчас, а лишь несли заряд. Нужно было прикрепить его к днищу стоявшего на якоре корабля противника. А там взрыв — и корабль на дне.
1. «ЧЕСМА» (Россия, 1877 г.) |
Другое направление — донные и якорные мины заграждения, впервые предложенные и примененные русскими моряками в XIX веке. Они тайно ставились на путях вражеских кораблей. И опять взрыв — и корабля нет. Третье направление — шестовая мина, которой нужно было ткнуть в борт корабля противника. Раз — и его нет! Все это вроде бы хорошо, но... Тихоходные подводные плавательные аппараты должны были проникнуть на вражеский рейд, подойти к жертве и прикрепить заряд к ее днищу. А противник не будет смотреть на это сложа руки!.. Мины заграждения тоже пассивны и ждут, пока на них кто-нибудь наткнется. При этом они не разбирают, чужой корабль или свой...
Шестовые мины, по сути, лишь удлиненный таран и требуют сближения с целью на очень короткую дистанцию... Нет, это не то! Флоту требовалось совершенно новое оружие. В 1865 году талантливый русский изобретатель Иван Федорович Александровский, живший в Кронштадте, предложил первый в мире проект самодвижущейся мины, названной им «торпедо». В донесении Морскому министерству России об испытании этого нового оружия сообщалось, что «торпедо... три раза кряду проходило с большой меткостью назначенное для него расстояние в 2500 футов (1 фут == 0,3048 м. — И. Ч.), постоянно сохраняя при этом определенное ему шестифутовое углубление в воду. Начальная скорость его на расстоянии 1000 футов была 8 узлов, конечная — 5 узлов».
В 1877 году началась русско-турецкая война. Положение России на Черном море было довольно тяжелым: турецкий флот имел броненосцы, вооруженные мощной артиллерией, а у русских таких сил на этом море не было. Чтобы бороться с противником, лейтенант С. О. Макаров предложил активно применять катера, вооруженные сначала шестовыми минами, а позднее и торпедами. Для использования торпед «беспокойный лейтенант», как прозвали па флоте Макарова, переоборудовал минные катера «Чесма» (1) и «Синоп» (2). Под килем первого из них прикрепили торпедный аппарат — трубу, из которой выстреливалась торпеда. Другой катер снабдили плотиком, служившим для выпуска торпеды. В момент стрельбы катера прицеливались в корабль противника всем корпусом (плотик команда катера подтягивала перед этим к своему борту). В ночь на 16 декабря 1877 года в полной темноте оба катера под командой лейтенантов Запаренного и Щешинского вошли на рейд Батуми и с дистанции в несколько десятков метров выпустили торпеды в турецкий броненосец. К огорчению команд катеров, одна торпеда попала в якорную цепь броненосца, а вторая прошла под его килем.
14 января 1878 года эти же катера туманной ночью вновь проникли на батумский рейд. С расстояния 60—80 м они выпустили в сторожевой корабль «Интибах» торпеды, которые взорвались почти одновременно. Сторожевик быстро накренился и через две минуты скрылся под водой. Это было первое в истории успешное применение торпед. Минные катера того времени имели малое водоизмещение (6—8 т), весьма ограниченную дальность плавания (10— 12 миль), плохую мореходность (могли плавать при волнении моря не более 1 балла) и обладали низкой скоростью (5—7 узлов) Поэтому они доставлялись в район боевых действий на корабле-матке, командование которым было поручено Макарову. Почти одновременно с перевооружением минных катеров были построены и специальные носители торпед — миноноски (так названы потому, что в то время торпеды назывались самодвижущимися минами). Они были очень похожи на своих предшественников — минные катера, только крупнее: водоизмещение — около 20 т, скорость — 12—15 узлов, вооружение—одна-две торпеды и одна-две пушки калибра 30— 37 мм. Как и у минных катеров, мореходность и дальность плавания у них были явно недостаточными для самостоятельных действий. Поэтому в 1877 году в Петербурге был построен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв» (3). Имея водоизмещение 180 т, он мог развивать скорость до 12,5 узла и был вооружен одним неподвижным подводным торпедным аппаратом, проходящим через форштевень (влияние тарана!). Корабль был довольно солидных размеров, но слабовато вооружен. В 1880 году по улучшенному проекту отечественных инженеров, принявших во внимание и опыт русско-турецкой войны, и недостатки «Взрыва», строились миноносцы «Батум» (4) (водоизмещение 48 т) и «Сухум» (б6 т), развивавшие скорость более 15 узлов. Вооружение состояло из двух однотрубных торпедных аппаратов, расположенных под палубой по обе стороны форштевня, и двух пушек калибра 37 мм.
Автор серии - участник Великой Отечественной войны,
капитан 1-го ранга И. П. Чернышев.
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина
«Моделист-конструктор» № 10/1975
Вернуться в
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1975-1977 г. г.)Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА