МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
>> БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
Выпуск 4: БРОНЕНОСЦЫ ВХОДЯТ В МОДУ
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №4-1991
Моряки почти всех европейских государств стали свидетелями необычного сражения, разгоревшегося 10 октября 1873 года вблизи главной морской базы Испании — Картахены. Огонь друг по другу вели однотипные корабли, принадлежащие к новому тогда классу броненосцев.
В руки восставших против королевской власти провинций юга Испании вместе с главной базой попала и большая часть испанского флота. Некоторые из кораблей, включая самый сильный броненосец “Витория”, были отняты у повстанцев английским и немецкими десантами и возвращены в королевскую эскадру, которая заблокировала Картахену. И вот противники в гражданской войне решили помериться силами в открытом бою.
Впрочем, совсем “открытым” это сражение назвать нельзя. Обе стороны избрали уникальную тактику: дав очередной залп, почти каждый испанский корабль буквальным образом прятался за борт какого-нибудь из наблюдавших за битвой английского, французского или немецкого судна. Такая, с позволения сказать, “тактика” не принесла заметных успехов в течение целых двух часов боя ни одной из сторон. Лишь один из снарядов попал в орудийный порт однотипного с “Виторией” броненосца “Нумансия”, убив семерых и ранив 18 восставших, после чего республиканский отряд вернулся в Картахену.
Уже сразу после гражданской войны в США, вслед за которой заокеанская республика стала резко наращивать свой экономический потенциал, стало ясно, что рано или поздно Испании, владевшей колониями, лежащими у границ Соединенных Штатов, придется иметь дело с новым грозным противником. Без флота защитить заморские владения невозможно, и испанская монархия бросила последние силы и средства на постройку новомодных кораблей. В короткий срок, между 1863 и 1870 годами, было построено 7 броненосцев — частично в Испании, частично по заказам за рубежом.
Противники в бою у Картахены — “Витория” и “Нумансия”, — хотя и были практически однотипными кораблями (наиболее существенное различие заключалось разве что в числе труб), но строились на верфях двух главных участников морского соперничества — Англии и Франции. Они имели вполне солидное бронирование; однако состоявшее из 68-фунтовых устаревших пушек вооружение не отличалось эффективностью, и к 1890 году оба корабля были полностью перевооружены. “Нумансия” получила два 254-мм, семь 203-мм нарезных дульнозарядных английских орудий и одно 200-мм казнозарядное орудие с завода Гонториа — новой фирмы, созданной в Испании специально для производства собственной артиллерии. На “Витории” появились восемь 229-мм, две 203-мм британские пушки и один 200-мм испанский “первенец”. Модернизация оказалась своеобразной: к моменту установки всей этой артиллерии на испанских броненосцах сами англичане уже полностью избавились от дульнозарядных пушек! Поэтому уже через несколько лет была предпринята более существенная попытка вернуть хоть какую-нибудь ценность этим двум боевым единицам. Они подверглись полной перестройке на французских верфях; были заменены машины, котлы и все оборудование, сняты тяжелые мачты и парусное вооружение. В результате на испытаниях “Нумансия” показала скорость 13 узлов — на четверть больше, чем в дни своей молодости. Вместо британских дульнозарядных “монстров” броненосцы получили совершенно новые скорострельные орудия, хотя их калибр соответствовал скорее крейсеру (“Витория” — шесть 164-мм и восемь 138-мм скорострелок, а ее бывший противник — четыре 164-мм, восемь 138-мм и три 120-мм). Боевое значение их сильно не увеличилось, и вскоре после несчастливой для Испании войны с США они были переведены в ранг учебных кораблей.
Остальных представителей броненосного флота Испании ждала еще более незавидная судьба. Все они были построены их дерева, что и определило их недолгий век, укороченный еще более гражданской войной и недобросовестностью строителей. “Тетуан” был взорван все в той же Картахене через два месяца после сражения с королевской эскадрой, в последний день 1873 года, когда восстание уже было обречено. У деревянного броненосца “Арапилес” корпус оказался настолько слабым, что он также не пережил рокового 1873 года и был разобран “на дрова”. Несколько дольше просуществовал заложенный в Испании в качестве 100-пущечного трехдечного парусного линейного корабля “Сагунто”. Он в 1885 году успел получить на вооружение полную коллекцию английских 229-мм и 203-мм дульнозарядных орудий, но к тому времени его корпус был уже совершенно ветхим. На 15 лет больше находился в строю “Сарагоса”, также перевооруженный в 1885 году четырьмя 229-мм английскими пушками, тремя 180-миллиметровками Гонториа и шестью 164-мм французскими орудиями. Но на рубеже XX века настал и его черед: в 1899 году последний деревянный броненосец был исключен из списков испанского флота.
Увы, материал корпуса и низкие боевые качества испанских броненосцев предопределили их короткий век. В итоге королевство на Пиренеях не только не смогло развить свой изначальный кораблестроительный успех, но и осталось к концу века вообще без главной силы флота, окончательно выйдя из числа великих морских держав.
Прямо противоположной оказалась линия другой европейской державы — Германии, “стартовавшей” практически одновременно с Испанией. Соперничество на суше двух самых сильных армий Западной Европы 70-х годов прошлого века — французской и германской — не имело продолжения на море. Флот Франции был настолько сильнее немецкого, что в ходе войны 1870-1871 годов накрепко заблокировал все побережье Германии, без малейших попыток немцев выйти в море. Но Пруссия предприняла кое-какие шаги для ликвидации столь унизительного положения еще до начала конфликта. Как и неудачники-испанцы, руководители германского флота заказали два почти одинаковых корабля — “Фридрих Карл” и “Кронпринц” — у жестоких конкурентов — англичан и французов. Будущие противники успели построить всего за три года до войны отличный корабль: “Карл” стал самым мореходным из первой генерации броненосцев немецкого флота. Не ударили в грязь лицом и англичане — проект “Кронпринца” составил главный морской конструктор Британии Эдуард Рид. Оба “иностранца” просуществовали в составе боевого флота до начала XX века, а после этого “Кронпринц” служил в качестве плавучей казармы еще два десятка лет.
Однако самым большим и сильным кораблем, поднявшим в 70-е годы флаг с черным немецким орлом, стал купленный буквально по случаю “Кёниг Вильгельм”. Спроектированный в Англии по заказу турецкого правительства, броненосец с центральной батареей “Фатих” был в стадии постройки, когда стало ясно, что финансовые возможности заказчика не позволят выкупить свое “имущество”. В результате бывшего “турка” приобрела Пруссия. Имевший хорошую скорость и мощное вооружение, этот корабль в течение многих лет был флагманом флота объединившейся Германии. Как и большинство броненосцев первого поколения, он подвергся неоднократным переоборудованиям. В 1890 году на “Вильгельме” появилось новомодное оружие — скорострельные орудия средних калибров (семь 150-мм пушек Круппа) и даже пять торпедных аппаратов, а в 1895-1896 годах бывший броненосец неожиданно стал... броненосным крейсером. В 1907 году потерявший боевое значение бывший флагман перевели в учебный корабль Морской академии, а вскоре после окончания первой мировой войны сдали на слом.
Первым спроектированным и построенным в Германии броненосцем стал небольшой “Ганза” водоизмещением всего в 4335 т. “Первый блин” немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем 114-мм железная броня начала ржаветь еще до того, как “Ганза” вошла в строй, а строилась она долго: с 1868-го по 1875 год. Удачным можно назвать, пожалуй, лишь расположение артиллерии. Восемь орудий калибром 210 мм помечались в двух казематах один над другим, причем 4 нижние пушки могли вести огонь по бортам, а 4 верхние — по носу и корме. Эта схема отражала стремление обеспечить круговой обстрел и была опробована почти всеми странами.
После небольшой и одиночной “Ганзы”, которую трудно отнести к рангу линкоров, в строй флота Германии вступило сразу 5 больших броненосцев. Три “Гроссер Курфюрста” были заложены еще как корабли с центральной батареей, но уже в ходе строительства на них решили установить две расположенные в центре башни. В результате перепланировки выиграл находившийся в наименьшей готовности “Пройссен”. Он вошел в строй первым, а головной корабль серии —“Гроссер Курфюрст” — оказался одним из самых несчастливых кораблей. После 10 лет постройки он наконец поднял боевой флаг в начале мая 1878 года, но проплавал всего 26 дней. В последний день того же месяца из-за ошибки рулевого флагман германского флота “Кёниг Вильгельм” вогнал в борт “Курфюрста” свой мощный таран. Новый броненосец отправился на дно, унося с собой несколько сотен моряков.
Два других корабля —“Кайзер” и “Дойчланд”— стали последними германскими броненосцами, построенными за границей. Их спроектировал в 1869 году все тот же главный конструктор британского флота Э. Рид. Судьба их оказалась сродни “Кёнигу Вильгельму”: с середины 80-х годов в составе вооружения появились семь 150-мм орудий, а в 90-е последовало переоборудование в броненосные крейсера с вооружением из восьми 260мм и такого же количества 105-мм и 88-мм пушек. Интересно, что постройка этой серии заняла всего три года. Английские верфи в 70-х годах прошлого века прекрасно справлялись с заказами; строить там корабли было и быстрее, и выгоднее. Казалось совершенно невероятным, что медлительные и пока что неумелые немцы всего через 40 лет станут главными конкурентами Британии, попытавшимися пошатнуть ее морскую мощь.
В. Кофман
25. Броненосец с центральной батареей “Кёниг Вильгельм”, Германия, 1869 г.,
|
|
26. Броненосец с центральной батареей “Фридрих Карл”, Германия, 1867 г. |
|
27. Броненосец с центральной батареей “Гроссер Курфюрст”, Германия, 1878 г. |
|
28. Казематный броненосец “Кайзер”, Германия, 1875 г. |
|
29. Батарейный броненосец “Нумансия”, Испания, 1865 г. |
|
30. Батарейный броненосец “Тетуан”, Испания, 1866 г.
|
|
31. Деревянный батарейный броненосец “Арапилес”, Испания, 1866 г.
|
|
32. Деревянный батарейный броненосец “Сарагоса”, Испания, 1870 г.
|
Вернуться в
РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ" 1990-1996 г.г.Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА