МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор"

Подводные лодки
(1973-1975 г. г.)

Моделист-Конструктор, №12.1973 г.


Выпуск 3: Торпеда и скорость - оружие подлодки

Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №12-1973

Гражданская война в Америке пробудила интерес к подводным лодкам не только у морских департаментов северных и южных штатов, но и у морских ведомств ряда европейских стран. И этим обстоятельством, быть может, объясняется тот факт, что пневматическая лодка Александровского в России и аналогичная лодка Буржуа и Брюна во Франции начали строиться почти одновременно.

У "Плонже" (11) - так назывался подводный корабль, спроектированный морским инженером Брюном и капитаном 1-го ранга Буржуа, - было водоизмещение 453 т. Его корпус был битком набит стальными баллонами со сжатым до 12 атм. воздухом. Сработав в двухцилиндровом двигателе, воздух поступал во внутренние помещения лодки, а потом постепенно стравливался за борт через автоматически открывающийся клапан в верхней части корпуса.

Конструкторы немало поработали над системами погружения и всплытия, которые состояли из цистерн, опорожняемых сжатым воздухом, и двух цилиндров с поршнями. Выдвигая или вдвигая винтами эти поршни, можно было менять объем и достигать точного регулирования плавучести лодки. Для удержания заданной глубины во время подводного хода в кормовой части были установлены приводимые вручную горизонтальные рули.

"Плонже" сошел на воду в Рошфоре в апреле 1863 года, и его испытания дали результаты, очень близкие к результатам испытаний лодки Александровского. Оказалось, что давление в баллонах быстро падает с 12 до 1,5 атм. и мощность двигателя в соответствии с этим снижается с 68 до 5 л. с.; что скорость при этом еле-еле превышает 3 узла; что на такой скорости горизонтальные рули действуют плохо, и "Плонже" держится на заданной глубине так же неудовлетворительно, как и лодка Александровского.

К 1865 году гражданская война в США кончилась, интерес к подводным лодкам быстро упал, и следующая конструкция появилась во Франции лишь 20 лет спустя. Ее автором был инженер Губе.

Даже при первом взгляде в глаза бросается поразительное сходство лодки Губе (12) с лодкой Джевецкого. Та же форма корпуса, то же размещение механизмов и экипажа, те же примерно тактико-технические данные и то же оружие нападения - плавучая мина, подводимая под корпус вражеского корабля. Впрочем, вскоре лодку модернизировали, приспособив ее для стрельбы торпедами.

В 1889 году новый образец был построен. Теперь лодка развивала скорость 5,5 узла, могла пройти 25 миль и несла две 45-см торпеды Уайтхеда. Но испытания показали: несмотря на ряд достоинств, новая лодка Губе страдает тем же серьезным пороком, что и многие ее предшественницы, - она плохо держала глубину подводного хода. Требовались нововведения, и усилиями ряда конструкторов они были найдены.

Дюпюи де Лом - тот самый, который в 1859 году спроектировал первый броненосец "Ла Глуар" (см. "Моделист-конструктор", 1971, № 9), - сделал первые варианты подводной лодки "Жимнот" еще в 1885 году. После смерти де Лома за дальнейшую разработку проекта взялся инженер Густав Зеде.

Заложенный в апреле 1887 года "Жимнот" (13) был построен уже на следующий год, и его испытания дали удовлетворительные результаты. В корпусе подводного корабля удалось разместить достаточно мощную батарею электрических аккумуляторов, благодаря чему скорость надводного хода составила 10 узлов, а подводного 7-8.

Вскоре после испытаний "Жимнот" был переведен в разряд учебных кораблей, а Густав Зеде получил заказ на проектирование новой подводной лодки - "Сирены". Зеде не достроил эту лодку: во время испытаний пороховых торпед он погиб при взрыве в лаборатории. Его заменил инженер Ромазотти, который завершил проектирование и построил "Сирену", переименованную в "Густав Зеде" (14).

Эта лодка занимает выдающееся место в истории подводного кораблестроения, ибо главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в том, чтобы отработать всю технику стрельбы торпедами из подводного положения. Вооружение "Густава Зеде" состояло из одного носового торпедного аппарата, закрывавшегося конической крышкой, и 3 торпед диаметром 45 см.

В декабре 1898 года этот корабль на Тулонском рейде произвел атаку на линейные корабли.

"Густав Зеде" выпустил две мины в "Мадженту", - писал очевидец. - Одну, когда броненосец стоял на якоре, и вторую - в броненосец, идущий со скоростью 8-10 узлов. В обоих случаях выстрелы попали в цель. Этот опыт... доказал возможность успешной стрельбы минами с подводного миноносца под водой без нарушения его равновесия".

Через несколько дней "Густав Зеде" совершил переход из Тулона в Марсель и обратно в позиционном положении, а летом 1901 года испытания этого подводного корабля достигли кульминационного момента. 3 июля "Густав Зеде" скрытно проник на рейд Аяччо на Корсике и, всплыв в 100 саженях от броненосца "Шарль Мартель", выпустил в него торпеду.

Внезапная атака произвела огромное впечатление на всю эскадру.

"Волосы стали у меня дыбом на голове при виде вынырнувшей лодки,- вспоминал один адмирал, который был до того принципиальным противником подводного корабля. - Ничего подобного я себе не мог даже вообразить, и теперь вполне понимаю, что броненосцы уже не единственные господа моря".

"Дельфин", Россия

"Дельфин", Россия, 1902 г.

Следующей значительной вехой подводного кораблестроения явился "Нарвал" (15) морского инженера Лобефа, спущенный на воду в Шербуре 26 октября 1898 года. Если все предшествующие ему подводные лодки погружались за счет затопления цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, то у "Нарвала" система погружения была устроена иначе. Его прочный цилиндро-конический корпус охватывался вторым легким корпусом, которому была придана форма, выгодная для движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами и служило цистернами для погружения.

На поверхности воды "Нарвал" приводился в движение паровой машиной мощностью в 250 л. с. Перед погружением все отверстия и люки автоматически закрывались, дымовая труба убиралась внутрь корпуса, и лодка переходила на электроаккумуляторы. Вооружение "Нарвала" составляли два поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.

Новаторские идеи Лобефа привели к тому, что дальность плавания "Нарвала" при скорости надводного хода 8 узлов сразу достигла 624 миль по сравнению с 80 милями у "Густава Зеде". Увеличилась и скорость лодки - 12 узлов на поверхности и 8 узлов под водой.

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина


См. отсканированную версию текста и рисунков статьи
"Торпеда и скорость - оружие подлодки"
журнала "Моделист-Конструктор" №12-1973




Вернуться в ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (1973-1975 г. г.)

Вернуться в МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Используются технологии uCoz