МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор" |
Эскадренные миноносцы
|
|
36. "САМУРАЙ ВЫБИРАЕТ МЕЧ"
МК №1.2001
Русско-японская война оказала огромное влияние на развитие флота Страны восходящего солнца на много лет вперед. Хотя атаки торпедных сил в главных сражениях (и при Цусиме, и в бою в Желтом море) вряд ли можно назвать удачными, общий успех в действиях на море был на стороне Японии. Это свидетельствовало о правильном выборе стратегии, предусматривавшей наличие многочисленных миноносцев, способных массовыми атаками «размягчить» главные силы противника перед генеральным сражением и добить остатки после успешного завершения артиллерийского боя. Так, во всяком случае, казалось японским адмиралам на протяжении нескольких десятилетий...
Столь значительная роль минного флота требовала повышенного внимания к выбору основного типа эсминца, пригодного для крупносерийного строительства. Как мы уже рассказывали, после вступления в Первую мировую войну на стороне Антанты Япония приступила к экстренной постройке небольших 600-тонных миноносцев для Франции (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.). Однако к кораблям для собственного флота подход оказался куда более тщательным.
В 1913 году знаменитая британская фирма «Ярроу» создала перспективный проект эскадренного миноносца со смешанной механической установкой, состоявшей из турбин для маневрирования в бою и дизелей для крейсерского хода. Таким способом предлагалось решить проблему неэкономичности тогдашних паровых турбин при их работе на небольших скоростях. Японцы заинтересовались данным вариантом: уже тогда они задумывались о возможности борьбы с будущими противниками на океанских просторах, для чего требовалось значительно увеличить дальность плавания боевых кораблей всех классов.
В соответствии с англо-японским военно-морским соглашением все технические новшества становились как бы общим достоянием обеих стран. Поэтому в том же году Япония заказала у "Ярроу" два эскадренных миноносца со смешанной установкой. Они должны были стать прототипом для крупной серии кораблей собственной постройки.
Однако начавшаяся война перепутала все карты. Англичанам стало не до разработки легких и мощных дизелей, и японцы получили лишь один корабль - «Уракадзе», да и то оснащенный только турбинами. Однотипный «Кавакадзе» еще на стапеле англичане продали другому союзнику - Италии. Под именем «Аудаче» он благополучно просуществовал до Второй мировой войны. Захваченный после капитуляции Италии немцами, эсминец был потоплен в ноябре 1944 года артиллерией своих «внуков» - английских эскортных миноносцев «Уитленд» и «Эвон Вейл».
В результате «Уракадзе» стал последним боевым кораблем Японского Императорского флота, заказанным за рубежом. В течение всей своей карьеры он вел странное существование. Его не включили ни в один из дивизионов, и до конца активной службы (до 1936 года) этот эсминец играл роль «одинокого волка» в прибрежных водах Японии и Китая, хотя его дальность плавания никоим образом не удовлетворяла требованиям, предъявляемым к кораблям океанской зоны. В остальном он соответствовал всем последним британским стандартам, и японцы извлекли из его эксплуатации много полезного. По примеру «Уракадзе» они, в частности, выбрали новый калибр торпед. До этого в Императорском флоте имелись лишь 457-мм торпеды, не способные одним попаданием потопить даже устаревшие русские броненосцы и крейсера в Цусимском бою. Было решено все новые эсминцы вооружать исключительно 533-мм аппаратами. После опытов с «англичанином» японцы также отказались от характерного покатого полубака, сильно затруднявшего нормальную работу в носовой части корабля и мало полезного для увеличения мореходности.
219. Эскадренный миноносец «Муцуки», Япония, 1926 г.
|
Объединение уже готового проекта собственного эсминца «Умикадзе» с английскими усовершенствованиями позволило создать мощный корабль. И главное - весьма быстро. Заложенные в 1916 году четыре единицы типа «Амацукадзе» строились в среднем около года. Продольная система набора (также перенятая у англичан) обеспечила относительно небольшое водоизмещение (около 1100 т), а артиллерия (четыре 120-мм орудия) соответствовала лучшим стандартам того времени. Скорость в 34 узла и полностью нефтяное отопление котлов также свидетельствовали о вполне современном характере проекта. Несколько портили облик устаревшие 457-мм торпедные аппараты, однако это было вынужденное решение: из-за скорости постройки японцы просто не успели скопировать новый образец у своего союзника.
Недостаток этот устранили на следующей паре - «Кавакадзе» и «Таникадзе» (первый не следует путать с кораблем, заказанным в Англии и проданным итальянцам). Установив шесть новых 533-мм торпедных аппаратов, японские конструкторы опасались перегрузки и уменьшили число 120-мм орудий до трех. Зато мощность турбин возросла на треть и, как следствие, скорость подскочила до 37,5 узла. При разработке проекта особое внимание уделялось максимальному облегчению конструкции, и все усовершенствования стоили всего 80 т дополнительного веса.
«Кавакадзе» стал прототипом первой крупной серии современных эсминцев японского флота типа «Минекадзе». При их создании адмиралы не захотели поступиться ни одним боевым элементом. Конструкторам удалось вернуть четвертое 120-мм орудие и увеличить на два узла скорость - и все это ценой всего лишних 35 т водоизмещения. Особое внимание уделялось мореходности. Инженеры вновь вернулись к закругленному к бортам полубаку, надеясь, что могучие волны Тихого океана будут скатываться и терять свою силу, достигая мостика и установленного перед ним торпедного аппарата. Все орудия располагались как можно выше, чтобы иметь возможность пользоваться ими на сильном волнении. Общее размещение вооружения теперь больше напоминало германские проекты, чем английские.
Следующие девять «номерных» эсминцев, заложенных в 1921-1922 годах, являлись почти полным повторением «Минекадзе». Главным их отличием стало введение нового длинноствольного 120-мм орудия, способного вести огонь как по морским, так и по воздушным целям. Спустя несколько лет японцы решили покончить с обезличиванием своих боевых кораблей, и те получили имена. Поэтому новые эсминцы часто называют и как тип «1», и как тип «Камикадзе».
Подавляющее большинство океанских эскадренных миноносцев вступило в строй уже после окончания Первой мировой войны. Однако желание японских адмиралов поучаствовать в действиях против Германии (немецкие колонии в Азии выглядели лакомым куском), а также настойчивое давление союзников, буквально задыхавшихся от недостатка эскортных судов для охраны конвоев и борьбы с подводными лодками, стимулировали продолжение строительства относительно небольших - прибрежных - эсминцев. Как мы уже знаем, эти корабли ведут свою родословную от построенной в 1912 году «Сакуры» (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.), но их размеры и вооружение от серии к серии понемногу увеличивались. Водоизмещение заложенных по программе 1915 года четырех единиц типа «Момо» возросло до 760 т, а их артиллерия состояла из трех новых 120-мм орудий с длиной ствола в 45 калибров (вместо единственной 40-калиберной 120-миллиметровки на «Кабе»), спаренные торпедные аппараты уступили место строенным, архаичные паровые машины заменены на турбины при полностью нефтяном отоплении котлов. К моменту своего вступления в строй в 1917 году японские миноносцы второго класса могли бы вполне достойно сражаться с большинством «обычных» эсминцев, уступая им разве что в скорости, которая едва превышала 31 узел. За этой четверкой последовало еще шесть аналогичных кораблей типа «Эноки», построенных с фантастической быстротой (немногим более чем за полгода). Но при всем желании японских адмиралов эсминцы успевали лишь к «шапочному разбору»: завершенные в апреле 1918 года, они явно не успевали принять участие в боевых действиях.
Несмотря на это, постройка крупных серий эсминцев второго класса продолжалась как традиция: ведь при Цусиме русскую эскадру атаковали как дестройеры, так и миноносцы! Водоизмещение кораблей типа «Моми» (21 единица) осталось практически таким же, как у «Эноки», но в проект включили все усовершенствования, примененные на их океанских собратьях: 533-мм торпедные аппараты, высокое расположение артиллерии, новую форму корпуса. Заметно подросла скорость - до 36 узлов. В сущности, «Моми» были бы отличными кораблями для той же Франции, но в условиях тихоокеанского театра они подходили в основном для береговой обороны. Их предполагалось использовать также в качестве быстроходных тральщиков, но перед Второй мировой войной большая часть отправилась на слом, а остальные переоборудовали в 18-узловые эскортные корабли. Аналогичная судьба постигла последнюю серию малых эскадренных миноносцев программы 1921 года. Этим кораблям, отличавшимся от предшественников лишь немного возросшим водоизмещением, вначале присвоили четные номера, начиная со 2 и кончая 26, но к моменту вступления в строй они получили еще и имена (тип «Вакатаке»). Командование флота наконец-то окончательно поняло, что экономный вариант является напрасной тратой денег, и отменило заказ на последние пять единиц.
Освободившиеся средства были брошены на строительство океанских эсминцев. Предполагавшиеся как третья серия (после «Минекадзе» и «Камикадзе») 12 единиц типа «Муцуки» стали переходными от традиционных для Первой мировой войны кораблей к новому поколению. При их постройке использовалось уже гораздо больше собственных наработок и технических решений, чем иностранных заимствований. Форма корпуса с характерным вздернутым форштевнем и плавным изгибом полубака, ставшая фирменным знаком всех типов японских кораблей, обеспечивала хорошую мореходность. Но главной «изюминкой» проекта стали новые 610-мм торпедные аппараты. Торпед такой мощности не имел ни один флот в мире. Так, японцы еще в 1923 году выбрали свое главное оружие, унесшее немало жизней американских и английских моряков в грядущих боях на Тихом океане.
Океанские эсминцы постройки 1919-1922 годов стали основой торпедных сил Объединенного флота на следующие 10-15 лет. Но и после вступления в строй в 30-х годах принципиально новых «специальных» кораблей они еще долго оставались в строю.
Готовясь к войне, Япония с 1939 года приступила к перестройке устаревших торпедных кораблей в эскортные. С эскадренных миноносцев снимали часть котлов (скорость при этом падала до скромных 20 узлов), за котлами последовали торпедные аппараты и половина орудий. Вместо этого они получали по две новые 120-мм универсальные пушки, десять 25-мм зенитных автоматов и противолодочное вооружение (впрочем, по меркам западных союзников, довольно примитивное).
В эскортном варианте типы «Минекадзе» и «Камикадзе» понесли огромные потери от американских подводных лодок: 11 единиц из 24 пошли на дно от их торпед. Не меньшую угрозу представляли и американские палубные самолеты. Для защиты от них число 25-мм автоматов на отдельных кораблях увеличили до 20, но это не спасло многих из них от повреждений, а «Татикадзе» и «Оите» - от гибели.
Но самыми неудачливыми кораблями оказались эсминцы типа «Муцуки». К началу Второй мировой войны они заметно устарели, и в 1941-1942 годах их перевооружили, сняв два 120-мм орудия и установив десять 25-мм автоматов, бомбосбрасыватели и щиты на торпедных аппаратах. Водоизмещение возросло до 1600 т, а скорость упала до 33-34 узлов. Они активно использовались в боевых действиях, и их потери росли непрерывно. К середине 1944 года уцелели только три эсминца типа «Муцуки», зенитное вооружение которых было вновь усилено - уже до двадцати 25-мм автоматов и пяти 13-мм пулеметов. Однако и это не помогло: до конца войны на дно отправились и последние представители этого типа.
В.КОФМАН
«Моделист-конструктор» № 1/2001
Вернуться в
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1998-2003 г. г.)Вернуться в
МОРСКОЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА