МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор"

Эскадренные миноносцы
(1975-1977 г. г.)

Моделист-Конструктор, №11.1975 г.


2. ЗАПАД КОПИРУЕТ

МК №11.1975

В 1885 году русские моряки и инженеры построили на Балтийском заводе в Петербурге первый в мире двухвинтовой 68-тонный миноносец «Котлин». Вооружение у него осталось таким же, но наличие двух винтов резко улучшило маневренные качества и живучесть корабля.

Стремление к дальнейшему увеличению дальности плавания ч мореходности вызвало заметный рост водоизмещения миноносцев. Так миноносец «Пернов», построенный в 1892 году, имел водоизмещение 120 т и обладал скоростью 26 узлов. Тем не менее миноносцы продолжали существенно уступать в мореходности и дальности плавания крупным кораблям и не могли ходить в составе эскадры. Поэтому в русском флоте в 1886 году был построен первый в мире минный крейсер «Лейтенант Ильин», явившийся переходным типом от миноносца к эскадренному миноносцу, родившемуся в начале XX века. Минный крейсер «Лейтенант Ильин» имел водоизмещение 740 т, развивал скорость до 20 узлов, а вооружение состояло из одного носового неподвижного и двух однотрубных поворотных палубных торпедных аппаратов (позднее — еще два), а также пяти 47-миллиметровых и десяти 37-миллиметровых орудий.

Незадолго до русско-японской войны вице-адмирал С. О. Макаров писал: «...явление, замечаемое в настоящие годы, что размер кораблей каждого класса увеличивается, повторилось и с миноносками. От паровых катеров в 6 т перешли к миноноскам в 20 т, но потом стали строить миноноски типа «Батум» в 60 т и назвали их миноносцами, а в настоящее время обыкновенный миноносец имеет водоизмещение более 100 т. Увеличение миноносцев делалось по преимуществу для того, чтобы придать им большую скорость и больший район действия».

Минный крейсер "Лейтенант Ильин", Россия, 1886 г.
Русские миноносцы XIX столетия

5. «Котлин» (Россия, 1885 г.)
6. «Пернов» (Россия, 1892 г.)
7. «Лейтенант Ильин» (Россия, 1886 г.)

Миноносцы росли в размерах, повышалась их мореходность, усиливалось вооружение. Таков закон развития сил флота. Но Макаров не мог даже предвидеть, что ждало их впереди.

В русско-турецкой войне 1877— 1878 годов Россия впервые успешно применила торпедное оружие. К тому же периоду относится появление в русском флоте первых кораблей специальной постройки, вооруженных торпедами. Все это вызвало немалый интерес у западных военно-морских специалистов. 31 мая 1880 года в Англии на заводе Ярроу был спущен на воду миноносец «Ватум», построенный для русского флота по чертежам русских инженеров. «Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна, — писали английские газеты после перехода миноносца «Батум» в Черное море, — явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев».

Три года спустя английская фирма Торникрофт построила по русским чертежам миноносец «Сухум», также предназначенный для русского флота на Черном море. А вскоре у англичан появились носители нового оружия — миноносцы (аналогичные русским кораблям), которые получили бортовые номера 39, 40, 21, 23 и др. Такие корабли были созданы и в других странах.

Сравнение тактико-технических данных показывает, насколько сильным было влияние русской кораблестроительной мысли.

Русские инженеры и военные моряки сделали большой вклад в развитие этого класса кораблей, в ряде важных вопросов опережая Запад. Поэтому иностранные специалисты постоянно следили за строительством в России миноносцев. Так, появление в 1885 году в составе русского флота первого двухвинтового миноносца «Котлин» (5), показавшего лучшие маневренные качества и живучесть по сравнению с одновинтовыми, послужило толчком для создания таких же кораблей и за рубежом: в 1887 году их начали строить в Германии, в 1889-м—во Франции, в 1890-м—в Англии. Весьма характерным в этом отношении является французский миноносец № 126. Правда, несколько большее, чем у «Котлина», водоизмещение позволило разместить на нем более мощные машины, обеспечившие и более высокую скорость. Но остальные параметры — вооружение, численность экипажа и архитектура миноносца № 126 такие же или почти такие же, как у «Котлина».

После того как русские инженеры и моряки сделали новый шаг вперед, разработав чертежи миноносца «Пернов» (6), который был построен во Франции, и другие страны сочли необходимым иметь такие же корабли. Во Франции, например, через три года после спуска на воду миноносца «Пернов» для французского флота был построен подобный, «Аквилон». В ответ на создание в России минных крейсеров типа «Лейтенант Ильин» (7) многие страны начали работы по проектированию так называемых «минных авизо», «контрминоносцев», «минных канонерских лодок» и подобных им кораблей. На них устанавливалось усиленное артиллерийское вооружение, часто за счет ослабления торпедного либо вовсе отказа от него. Основным предназначением их считалась оборона крупных кораблей — броненосцев, крейсеров — от атак вражеских миноносцев в море, а дополнительным (для имевших торпедное вооружение) — атака кораблей неприятеля торпедами. Однако если сравнивать данные этих кораблей с данными русских минных крейсеров, хотя бы типа «Лейтенант Ильин», то выводы о боевых возможностях получаются в пользу последних. Действительно они могли оказывать огневое противодействие упомянутым «минным авизо» и им подобным (не говоря, уже о более мелких миноносцах) и атаковать торпедами крупные корабли противника с большими шансами на успех.

Опыт последовавших боевых действий подтвердил, что «минные авизо» не могли защитить броненосцы от атак миноносцев, а в качестве торпедных кораблей оказались неполноценными. Дальнейшее строительство миноносцев за рубежом и попытки уйти при этом от русских образцов привели к нарушению гармоничности сочетания их элементов. Причем эти нарушения приобрели черты национальных особенностей для данного класса боевых единиц. Так, итальянцы особое внимание уделяли скорости (в ущерб вооружению), немцы — мореходности (в ущерб скорости), англичане — вооружению (в ущерб размерам корабля). Однако отсутствие суровой проверки качеств новоявленных типов миноносцев в серьезных боевых действиях на море до русско-японской войны не позволило отчетливо вскрыть все достоинства и недостатки как в конструкциях кораблей этого класса, так и в их использовании в вооруженной борьбе военно-морских флотов.

Автор серии - участник Великой Отечественной войны,
капитан 1-го ранга И. П. Чернышев.
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина

«Моделист-конструктор» № 11/1975




Вернуться в ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (1975-1977 г. г.)

Вернуться в МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Используются технологии uCoz