МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор"

>> БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ


"Морская коллекция" МК №8 1991 г.

Выпуск 6: "ДОСТОПОЧТЕННЫЕ КОМОДЫ..."

Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №8-1991

Один из апрельских дней 1875 года ознаменовался необычной и чрезвычайно пышной церемонией, происходившей в устье реки Мидуэй, на расположенной там государственной верфи в Чатэме. Казалось бы, событие хотя и не рядовое, но весьма частое: на воду спускался очередной броненосец. Но на торжество собралась уж очень представительная компания: наследница британского престола принцесса Уэльская Александра, совет Адмиралтейства, почти все правительство, более 100 членов парламента, герцоги, виконты, бароны... Впервые со времен реформации глава английской церкви, епископ Кентер-берийский провел специальную службу, посвященную кораблю. Также впервые в Англии, стране традиций, рождалась еще одна - спуск броненосца был произведен членом королевской фамилии, будущей королевой Александрой. Такое событие не могло не затронуть чувствительных душ руководства, и новый корабль, названный при закладке "Сьюперб", получил имя своей символической крестной матери.

Свежеиспеченная "Александра" стала одним из самых известных кораблей Британии и бессменным флагманом Средиземноморского флота. И тому было немало причин. Едва ли когда до или после нее боевые корабли несли так много полировки и красного дерева и располагали столь шикарными помещениями, уместными скорее в каком-нибудь родовом замке. Еще бы, офицерские столовые и кают-компании при высоте потолка почти 4 метра имели площадь 250 квадратных метров! Не уступали им по размерам и качеству отделки и адмиральские каюты. Неудивительно, что такой корабль стал излюбленным местом пребывания флагманов. После завершения активной службы "Александра" стала флагманским кораблем резервного флота, и в последний раз ее орудия дали залп более чем четверть века спустя чатэмской церемонии во время коронации 1902 года.

Не только благодаря своей роскоши и отделке этот похожий на солидный предмет мебели викторианской эпохи корабль стал приметной вехой в истории кораблестроения. Более полумиллиона фунтов стерлингов было вбухано в, по сути дела, морально устаревший проект: "Александра" стала последним представителем казематных кораблей в Англии.

В предшествующих статьях было рассказано об одной из причин появления казематных кораблей - необходимости установки более мощных орудий, способных пробивать броню противника (что повлекло за собой уменьшение их количества и сосредоточение артиллерии в центральной части корабля). Другой причиной стал удачный таранный удар австрийского броненосца "Фердинанд Макс" в бою при Лиссе, отправивший на дно итальянца "Ре д'Италия", в последующие годы большое значение стало уделяться таранной тактике и соответственно продольному огню по носу и корме. Обеспечить такой огонь на загроможденных парусным вооружением палубах кораблей того времени было непросто. Решение предложил главный конструктор австрийского флота Ромако в проекте "Кустоцы". Естественное сужение корпуса от середины к оконечностям было подчеркнуто срезами бортов, которые позволяли стрелять расположенным в центральном каземате орудиям прямо в нос и корму.

Такое расположение артиллерии вызвало полную благосклонность командования основных флотов мира, и вслед за Австрией начали вступать в строй британские и французские броненосцы - мрачноватые, высокие и угловатые, внешний вид которых у современников вызывал ассоциацию с комодом.

Англичане пошли испытанным путем, беря уже готовый проект корабля-прототипа и постепенно увеличивая водоизмещение, толщину брони, количество и калибр орудий. Так появились "Свифтшур" и "Трайэмф", очень похожие на броненосцы типа "Вэнгард", но тяжелее их на 600 т; и одинокий "Султан"- явный потомок "Геркулеса", но имевший уже все признаки казематного корабля. Его восемь 10-дюймовых дульнозарядных орудий помещались в центральном каземате на нижнем "этаже" две девятидюймовки, которые могли стрелять в корму или по борту,- в верхней части того же каземата: а еще 2 таких же орудия - на верхней палубе в носовой части, защищенные только поперечной броневой переборкой. "Султан" оказался не первым и далеко не последним из английских кораблей, перегруженных артиллерией и поэтому недостаточно остойчивых. По вступлении броненосца в строй пришлось добавить более 600 т балласта, и его водоизмещение приблизилось к 10 тысячам тонн.

Броненосец с центральной батареей "Redoutable", Франция, 1878 г.

42. Броненосец с центральной батареей "Редутабль"
Франция, 1878 г.

Проект инженера de Bussy. Стальной корпус с железной наружной обшивкой. Полное парусное вооружение, впоследствии парусное вооружение баркентины. Заложен в Лориане. В 1894 г. прошел реконструкцию. Замена 2-х винтов на 1, машин - на новые вертикальные тройного расширения, старых котлов - на 8 цилиндрических. Парусная оснастка и бушприт убраны, установлены две боевые мачты. 1898 г. прошел ремонт и перевооружение: 4x274-мм батарейных орудия заменены на 4x240-мм, добавлено 6x100-мм, 2x47-мм и 2x355-мм ТА. После этого в 1900 г. отправлен на Дальний Восток, стал блокшивом в Сайгоне. В 1910 г. списан и разобран.

Следующий казематный броненосец англичане заложили после почти пятилетнего перерыва, за который в мировом кораблестроении уже появились новые веяния. Им и оказалась знаменитая "Александра". Если отбросить схему расположения артиллерии, то на ней было задумано и применено немало технических новшеств. В верхнем каземате располагались два 280-мм орудия, которые могли стрелять вперед от траверза (в том числе и прямо на нос) на дальность до 50 кабельтовых, давая с хорошо тренированной прислугой 2 выстрела в три минуты, а ее десятидюймовки могли вести огонь еще быстрее. Конечно, в бою эти орудия едва ли могли попадать даже на половине максимальной дистанции и вряд ли были способны поддерживать такую скорость стрельбы, но все же их данные для начала 70-х годов впечатляют. Весьма прогрессивной была энергетика корабля. На "Александре" впервые в британском военно-морском флоте появилась двухвинтовая установка машин системы "компаунд", а 12 цилиндрических котлов, так же впервые установленных на броненосце, позволяли развивать давление пара свыше 4 атмосфер - вдвое больше, чем ранее применявшиеся коробчатые котлы. Наряду с совершенными главными механизмами имелся и своеобразный корабельный "атавизм"; специальная 600-сильная паровая машина, которая медленно проворачивала внушительные винты диаметром 9 м при ходе под парусами, чтобы они не создавали дополнительного сопротивления. В сущности, парусное вооружение на "Александре" уже окончательно потеряло свой смысл - двухвальная машина гарантировала от неприятностей, связанных с поломками в механизмах, а запас угля в 680 т позволял ей пересечь Атлантику под парами. Новый линейный корабль развил на испытаниях более 15 узлов и 10 лет держал первенство по скорости среди всех броненосцев мира.

Но столь большие достоинства броненосца во многом сводились на нет казематным расположением артиллерии. Мало того, что срезанные спереди и сзади от каземата борта оставляли очень узкую и загроможденную верхнюю палубу; эти срезы, имевшие грубые прямоугольные очертания, при ходе против ветра и волны принимали массу воды, делая плавание на "Александре", по словам ее командира, "сплошным мучением". И все эти жертвы оказались напрасными - стрельба прямо по носу была практически невозможна сразу по двум причинам: из-за набегавших в амбразуры волн, а также повреждений, которые получал корпус от орудийных газов. Неприятности этим не ограничивались: расположенный в центре корабля каземат исключал размещение пороховых и снарядных погребов непосредственно под орудиями, потому что там находились машины. В результате из-за разнесенных в оконечности корабля порохового и снарядного погребов во время боя пришлось бы не только подавать боеприпасы почти на треть длины корабля, но и держать открытыми водонепроницаемые двери в главных переборках. Все это поставило крест на применении центральных казематов на "кораблях ее величества".

Французы продержались на этой порочной схеме много дольше, сделав ничуть не меньше кораблестроительных ошибок. Если вошедшую в строй в 1877 году "Александру" уже можно было считать устаревшим кораблем, то что же говорить о ее французских современниках? Заложенные в 1869-1870 годах "Ришелье" и 2 броненосца типа "Кольбер" во многом напоминали своих предшественников - корабли типа "Маренго". Их деревянные корпуса также были обшиты толстыми листами железа; носовую оконечность венчали мощные тараны длиной около 3 м, обшитые толстенными бронзовыми пластинами весом более 20 т. На них также от 2 до 4 орудий располагалось в небронированных барбетах - кольцевых загородках, внутри которых вращалось орудие на своей платформе. (Пожалуй, только это отличие было в пользу французских кораблей по сравнению с английскими.) Необходимо было срочно менять политику в кораблестроении, иначе отставание от "владычицы морей" стало бы полностью необратимым.

Поэтому следующий французский броненосец, "Редутабль", сильно отличался от своих предшественников. В конструкции корпуса впервые использовалась в больших количествах сталь, а броня хотя по-прежнему была железной, но достигала толщины 14 дюймов. Поверх поясной брони в оконечностях корабля имелась 60-мм броневая палуба. Артиллерия располагалась по типичной схеме с центральным казематом: за счет сомнительной возможности вести продольный огонь из четырех 274-мм казематных орудий в большинстве направлений могло стрелять только одно. Частично скрашивали столь грустную картину остальные четыре пушки того же калибра, расположенные в полубарбетах на верхней палубе, но зато они вовсе не имели броневой защиты. Общие недостатки казематных броненосцев дополнялись специфическим для французского кораблестроения тех лет полным пренебрежением к живучести: "Редутабль" вообще не имел водонепроницаемых переборок, а его паровая машина для управления рулем располагалась над ватерлинией и легко могла быть выведена из строя. Впрочем, броненосец долго находился в списках действующего флота и неоднократно перевооружался все более и более новыми орудиями, хотя и несколько меньшего калибра. В 1894 году на нем установили современные машины и котлы, а также 2 боевые мачты с марсами, которые вместе с широкой трубой и массивным корпусом придавали броненосцу очень внушительный вид.

Вскоре после торжественной церемонии по спуску "Александры" в Чатэме на французских верфях в Тулоне и Лориане были заложены два самых больших броненосца с центральным казематом -"Курбэ" и "Девастасьон". Строились они мучительно долго, в особенности "Курбэ", который вступил в строй лишь через 11 лет! Неудивительно, что к этому времени новые линкоры оказались более чем старомодными, но в момент закладки они наверняка вызывали дрожь у лордов Адмиралтейства по ту сторону Ла-Манша. Впечатление производило все: и 340-мм орудия, и очень сильное бронирование. Пояс по ватерлинии шириной 2,3 м имел толщину 381 мм в средней части, уменьшавшуюся в оконечностях до 305-260 мм. Батарея была забронирована 240-мм железными плитами, а амбразуры чудовищных орудий усилены 305-мм сталью. Огромные пушки вращались посредством специального гидропривода; пространство внутри каземата из-за кранов для подачи снарядов напоминало небольшой механический завод. Впрочем, внушительность не всегда бывает эквивалентом боевой мощи: могучие 340-мм пушки стреляли слишком редко, а огромные амбразуры делали их легкоуязвимыми. Поэтому началось обычное перевооружение, не заканчивавшееся до завершения активной службы броненосцев. 274-мм орудия уступили место 240-мм, а на "Девастасьон" пострадал и главный калибр, уступивший место 320-мм орудиям модели 1881 г., взятым с фортов береговой обороны. 138-мм пушки были заменены на скорострельные стомиллиметровки; мостики украсились 47-мм и 37-мм противоминными орудиями. Все это вряд ли прибавляло боевой мощи очень солидным по виду, но отнюдь не самым боеспособным броненосцам французского флота, и к концу XIX века они полностью потеряли свое значение.

Большим казематным броненосцам так и не удалось побывать в бою с реальным противником, но их младшие собратья дважды продемонстрировали в немногочисленных морских сражениях второй половины XIX века главный недостаток этой артиллерийской схемы: крайнюю нерациональность расположения орудий. В русско-турецкую войну османский броненосец "Фетхи-Буленд" (2760 т, скорость 13 уз., спущен на воду в 1870 г., броня пояса и каземата 229-152 мм), вооруженный четырьмя 229-мм пушками Армстронга, помещенными в центральном каземате, встретился с русским переоборудованным пароходом "Веста". Эта встреча не сулила "Весте" ничего, кроме быстрой гибели: "турок" имел большую скорость, был бронирован и намного сильнее вооружен. Однако сказалось роковое расположение артиллерии в каземате. "Фетхи-Буленд" мог стрелять из малокалиберного погонного орудия, расположенного на верхней палубе, и лишь изредка, когда волны не заливали амбразуру,- из одного казематного. В результате после нескольких часов погони, не достигнув ни единого попадания, турецкий броненосец прекратил бессмысленное занятие, оставив "Весту" моральным победителем в этой стычке.

Второй бой с участием казематных кораблей произошел в другом конце земного шара. В войне между Чили и Перу в 1879 году двум новым (спущенным на воду в Англии в 1874-1875 гг.) чилийским броненосцам с центральным казематом, "Блан-ко Энкалада" и "Альмиранте Кочра-не", имевшим водоизмещение по 2370 т, скорость 12,5 узла и очень напоминавшим по расположению своих шести 229-мм орудий "Александру", противостоял единственный перуанский монитор "Уаскар" (2030 т, 12 уз.,), вооруженный двумя 254-мм орудиями в башне. Огромное преимущество чилийцев "на бумаге" дополнялось полным неумением перуанских артиллеристов и механиков. Но в реальном бою два казематных броненосца выписывали немыслимые петли вокруг едва передвигавшегося "Уаскара", пытаясь привести в действие свои орудия, хотя бы поочередно. После долгих мучений монитор, получивший несколько попаданий, сдался, но что было бы при встрече с более боеспособным противником? Стало очевидно: схема расположения орудий по углам центрального каземата, рассчитанная на "таранную" тактику, себя изжила. Время неуклюжих "комодов" кончилось; наступали новые времена башенных и барбетных броненосцев.

В. Кофман

Казематный броненосец “Султан”, Англия, 1871 г.

43. Казематный броненосец “СУЛТАН”,
Англия, 1871 г.
Заложен в 1868 г., спущен на воду в 1870 г. Водоизмещение 9300 т, длина 99,1 м, ширина 18,0 м, углубление 8,1 м. Мощность машины 7720 л. с., скорость 14,1 уз. Бронирован аналогично “Геркулесу”, но броня каземата увеличена до 229 мм. Вооружение; восемь 254-мм и четыре 229-мм орудия. Неоднократно модернизировался, оставаясь в строю в качестве боевого корабля до начала XX века, а затем использовался как блокшив до 1945 г.

Казематный броненосец “АЛЕКСАНДРА”, Англия, 1877 г.

44. Казематный броненосец “АЛЕКСАНДРА”,
Англия, 1877 г.
Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1875 г. Водоизмещение 9500 т, длина максимальная 104,9 м, ширина 19,5 м, углубление 8,0 м. Мощность двухвинтовой установки 8500 л. с., скорость 15 уз. Бронирование: пояс толщиной 305 мм в середине корабля, утончающийся к оконечностям до 254—152 мм; верхний каземат 203 мм, нижний — 305 мм; траверзы 152—203 мм; броневая палуба 25—37 мм. Вооружение: два 280-мм и десять 254-мм дульнозарядных нарезных орудий.

Казематный броненосец "Richelieu", Франция, 1871 г.

45. Казематный броненосец "Ришелье", Франция, 1871 г.
Проект инженера Dupuy de Lome. Модернизированный тип "Ocean" с увеличенной центральной батареей. Корпус деревянный. Главная батарея размещена в центральной батарее, второстепенная - в барбетах на углах, палубой выше. Назван в честь Arman Iean du Plessis (1585-1642 гг.), кардинала и герцога Richelieu. 29 декабря 1880 г. поврежден пожаром и затоплен в Тулоне во избежание взрыва погребов. Поднят и отремонтирован. 1894 г. выведен в резерв.1900 г. списан, 1910 г. затонул при буксировке к месту разборки.

Деревянный броненосец с центральной батареей "Кольбер", Франция, 1877 г.

46. Деревянный броненосец с центральной батареей "КОЛЬБЕР",
Франция, 1877 г.
"Colbert": Проект инженера Sabattier. Вместе с однотипным "TRIDENT" являлись последними кораблями программы 1857 г.,а также последними деревянными броненосцами французского флота (корпус из дерева, оконечности и надстройки-из железа). Улучшенный тип "RICHELIEU" с заменой барбетов на бронированные бортовые башни. Заложен в Бресте. Назван в честь Iean Baptiste Colbert, маркиза de Segneley (1619-1683 гг.), государственного деятеля, положившего начало строительству мощного флота.1881 г. участвовал в операциях у Sfax. 11 августа 1900 г. списан, 1909 г. продан на разборку.
"Trident": Заложен в Тулоне. Имя обозначает трезубец-эмблему властелина моря. В 1881 г. участвовал в операциях у Sfax (десантный отряд с "TRIDENT" первым водрузил флаг на стенах Sfax). С 1899 г. броненосец береговой обороны. 1900 г. списан, стал блокшивом, 1904 г. переименован в "VAR" в связи с передачей его прежнего имени новому эсминцу. 1909 г. продан на слом. ТТД как у "COLBERT", за исключением последующей установки 6 ТА.

Броненосец с центральной батареей "КУРБЭ"

47. Броненосец с центральной батареей "КУРБЭ",
Франция, 1882 г.

"Amiral Courbet": Заложен 19 июля 1875 г. в Тулоне как "FOYDROYENT", спущен 27 апреля 1882 г., 25 июня 1885 г. переименован в "AMIRAL COURBET", в честь Amedee Anatole Prosper Courbet(1827-1885 гг.), адмирала, известного по захвату Индокитая (командующий французским флотом на Дальнем Востоке) и умершего во время войны с Китаем. До 1899 г. находился в составе эскадры Средиземного моря. 12 ноября 1895 г. сел на мель у о-вов Hyeres. В 1899- 1900 г. прошел реконструкцию в Бресте. Грот-мачта и бушприт убраны, произведена замена двух оставшихся мачт боевыми. Вооружение стало: 4x340-мм, 3x240-мм, 11x138-мм, 15x47-мм, 10x37-мм орудия, 5 ТА. После 1900 г. входит в состав Северной эскадры в Бресте. 5 февраля 1909 г. списан, продан на слом 25 августа 1910 г.
"Devastation": Проект инженера de Bussy. Усовершенствованный "REDOUTABLE". Корпус построен из железа и стали. Первый французский линкор с 340-мм орудиями. Показал хорошую мореходность и управляемость. Отрицательная сторона - недостаточная защита палубной артиллерии. Заложен в Лориане. До 1885 г. базировался в Бресте, затем находился в составе эскадры Средиземного моря. С 1899 г. и до конца службы базировался в Бресте, где в 1899 г. был реконструирован. Списан в 1909 г., 1921 г. продан на слом, 8 мая 1922 г. сел на мель на пути к месту разборки, 16 сентября поднят, затем разобран.

Броненосец с центральной батареей "Фридланд"

47. Броненосец с центральной батареей "ФРИДЛАНД",
Франция, 1876 г.

Заложен в 1865 году, спущен на воду в 1873 г. Водоизмещение 8850 т, длина по ВЛ 96,7 м, шинрина 17,7 м, углубление 9,0 м. Мощность паровой машины 4400 л. с., скорость - 13 уз. Бронирование (железо): пояс 200 - 175 мм, батарея 160 мм, барбеты 150 мм. Вооружение: восемь 274 мм, восемь 138 мм и восемь мелких пушек, 2 торпедных аппарата.

См. отсканированную версию текста и рисунков статьи
"Достопочтенные комоды..."
журанала "Моделист-Конструктор" №8-1991




Вернуться в РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ" 1990-1996 г.г.

Вернуться в МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Используются технологии uCoz