МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "Моделист-Конструктор"

>> БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ


"Морская коллекция" МК №4 1991 г.

Выпуск 4: БРОНЕНОСЦЫ ВХОДЯТ В МОДУ

Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №4-1991

Моряки почти всех европейских государств стали свидетелями необычного сражения, разгоревшегося 10 октября 1873 года вблизи главной морской базы Испании — Картахены. Огонь друг по другу вели однотипные корабли, принадлежащие к новому тогда классу броненосцев.

В руки восставших против королевской власти провинций юга Испании вместе с главной базой попала и большая часть испанского флота. Некоторые из кораблей, включая самый сильный броненосец “Витория”, были отняты у повстанцев английским и немецкими десантами и возвращены в королевскую эскадру, которая заблокировала Картахену. И вот противники в гражданской войне решили помериться силами в открытом бою.

Впрочем, совсем “открытым” это сражение назвать нельзя. Обе стороны избрали уникальную тактику: дав очередной залп, почти каждый испанский корабль буквальным образом прятался за борт какого-нибудь из наблюдавших за битвой английского, французского или немецкого судна. Такая, с позволения сказать, “тактика” не принесла заметных успехов в течение целых двух часов боя ни одной из сторон. Лишь один из снарядов попал в орудийный порт однотипного с “Виторией” броненосца “Нумансия”, убив семерых и ранив 18 восставших, после чего республиканский отряд вернулся в Картахену.

Уже сразу после гражданской войны в США, вслед за которой заокеанская республика стала резко наращивать свой экономический потенциал, стало ясно, что рано или поздно Испании, владевшей колониями, лежащими у границ Соединенных Штатов, придется иметь дело с новым грозным противником. Без флота защитить заморские владения невозможно, и испанская монархия бросила последние силы и средства на постройку новомодных кораблей. В короткий срок, между 1863 и 1870 годами, было построено 7 броненосцев — частично в Испании, частично по заказам за рубежом.

Противники в бою у Картахены — “Витория” и “Нумансия”, — хотя и были практически однотипными кораблями (наиболее существенное различие заключалось разве что в числе труб), но строились на верфях двух главных участников морского соперничества — Англии и Франции. Они имели вполне солидное бронирование; однако состоявшее из 68-фунтовых устаревших пушек вооружение не отличалось эффективностью, и к 1890 году оба корабля были полностью перевооружены. “Нумансия” получила два 254-мм, семь 203-мм нарезных дульнозарядных английских орудий и одно 200-мм казнозарядное орудие с завода Гонториа — новой фирмы, созданной в Испании специально для производства собственной артиллерии. На “Витории” появились восемь 229-мм, две 203-мм британские пушки и один 200-мм испанский “первенец”. Модернизация оказалась своеобразной: к моменту установки всей этой артиллерии на испанских броненосцах сами англичане уже полностью избавились от дульнозарядных пушек! Поэтому уже через несколько лет была предпринята более существенная попытка вернуть хоть какую-нибудь ценность этим двум боевым единицам. Они подверглись полной перестройке на французских верфях; были заменены машины, котлы и все оборудование, сняты тяжелые мачты и парусное вооружение. В результате на испытаниях “Нумансия” показала скорость 13 узлов — на четверть больше, чем в дни своей молодости. Вместо британских дульнозарядных “монстров” броненосцы получили совершенно новые скорострельные орудия, хотя их калибр соответствовал скорее крейсеру (“Витория” — шесть 164-мм и восемь 138-мм скорострелок, а ее бывший противник — четыре 164-мм, восемь 138-мм и три 120-мм). Боевое значение их сильно не увеличилось, и вскоре после несчастливой для Испании войны с США они были переведены в ранг учебных кораблей.

Остальных представителей броненосного флота Испании ждала еще более незавидная судьба. Все они были построены их дерева, что и определило их недолгий век, укороченный еще более гражданской войной и недобросовестностью строителей. “Тетуан” был взорван все в той же Картахене через два месяца после сражения с королевской эскадрой, в последний день 1873 года, когда восстание уже было обречено. У деревянного броненосца “Арапилес” корпус оказался настолько слабым, что он также не пережил рокового 1873 года и был разобран “на дрова”. Несколько дольше просуществовал заложенный в Испании в качестве 100-пущечного трехдечного парусного линейного корабля “Сагунто”. Он в 1885 году успел получить на вооружение полную коллекцию английских 229-мм и 203-мм дульнозарядных орудий, но к тому времени его корпус был уже совершенно ветхим. На 15 лет больше находился в строю “Сарагоса”, также перевооруженный в 1885 году четырьмя 229-мм английскими пушками, тремя 180-миллиметровками Гонториа и шестью 164-мм французскими орудиями. Но на рубеже XX века настал и его черед: в 1899 году последний деревянный броненосец был исключен из списков испанского флота.

Увы, материал корпуса и низкие боевые качества испанских броненосцев предопределили их короткий век. В итоге королевство на Пиренеях не только не смогло развить свой изначальный кораблестроительный успех, но и осталось к концу века вообще без главной силы флота, окончательно выйдя из числа великих морских держав.

Прямо противоположной оказалась линия другой европейской державы — Германии, “стартовавшей” практически одновременно с Испанией. Соперничество на суше двух самых сильных армий Западной Европы 70-х годов прошлого века — французской и германской — не имело продолжения на море. Флот Франции был настолько сильнее немецкого, что в ходе войны 1870-1871 годов накрепко заблокировал все побережье Германии, без малейших попыток немцев выйти в море. Но Пруссия предприняла кое-какие шаги для ликвидации столь унизительного положения еще до начала конфликта. Как и неудачники-испанцы, руководители германского флота заказали два почти одинаковых корабля — “Фридрих Карл” и “Кронпринц” — у жестоких конкурентов — англичан и французов. Будущие противники успели построить всего за три года до войны отличный корабль: “Карл” стал самым мореходным из первой генерации броненосцев немецкого флота. Не ударили в грязь лицом и англичане — проект “Кронпринца” составил главный морской конструктор Британии Эдуард Рид. Оба “иностранца” просуществовали в составе боевого флота до начала XX века, а после этого “Кронпринц” служил в качестве плавучей казармы еще два десятка лет.

Однако самым большим и сильным кораблем, поднявшим в 70-е годы флаг с черным немецким орлом, стал купленный буквально по случаю “Кёниг Вильгельм”. Спроектированный в Англии по заказу турецкого правительства, броненосец с центральной батареей “Фатих” был в стадии постройки, когда стало ясно, что финансовые возможности заказчика не позволят выкупить свое “имущество”. В результате бывшего “турка” приобрела Пруссия. Имевший хорошую скорость и мощное вооружение, этот корабль в течение многих лет был флагманом флота объединившейся Германии. Как и большинство броненосцев первого поколения, он подвергся неоднократным переоборудованиям. В 1890 году на “Вильгельме” появилось новомодное оружие — скорострельные орудия средних калибров (семь 150-мм пушек Круппа) и даже пять торпедных аппаратов, а в 1895-1896 годах бывший броненосец неожиданно стал... броненосным крейсером. В 1907 году потерявший боевое значение бывший флагман перевели в учебный корабль Морской академии, а вскоре после окончания первой мировой войны сдали на слом.

Первым спроектированным и построенным в Германии броненосцем стал небольшой “Ганза” водоизмещением всего в 4335 т. “Первый блин” немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем 114-мм железная броня начала ржаветь еще до того, как “Ганза” вошла в строй, а строилась она долго: с 1868-го по 1875 год. Удачным можно назвать, пожалуй, лишь расположение артиллерии. Восемь орудий калибром 210 мм помечались в двух казематах один над другим, причем 4 нижние пушки могли вести огонь по бортам, а 4 верхние — по носу и корме. Эта схема отражала стремление обеспечить круговой обстрел и была опробована почти всеми странами.

После небольшой и одиночной “Ганзы”, которую трудно отнести к рангу линкоров, в строй флота Германии вступило сразу 5 больших броненосцев. Три “Гроссер Курфюрста” были заложены еще как корабли с центральной батареей, но уже в ходе строительства на них решили установить две расположенные в центре башни. В результате перепланировки выиграл находившийся в наименьшей готовности “Пройссен”. Он вошел в строй первым, а головной корабль серии —“Гроссер Курфюрст” — оказался одним из самых несчастливых кораблей. После 10 лет постройки он наконец поднял боевой флаг в начале мая 1878 года, но проплавал всего 26 дней. В последний день того же месяца из-за ошибки рулевого флагман германского флота “Кёниг Вильгельм” вогнал в борт “Курфюрста” свой мощный таран. Новый броненосец отправился на дно, унося с собой несколько сотен моряков.

Два других корабля —“Кайзер” и “Дойчланд”— стали последними германскими броненосцами, построенными за границей. Их спроектировал в 1869 году все тот же главный конструктор британского флота Э. Рид. Судьба их оказалась сродни “Кёнигу Вильгельму”: с середины 80-х годов в составе вооружения появились семь 150-мм орудий, а в 90-е последовало переоборудование в броненосные крейсера с вооружением из восьми 260мм и такого же количества 105-мм и 88-мм пушек. Интересно, что постройка этой серии заняла всего три года. Английские верфи в 70-х годах прошлого века прекрасно справлялись с заказами; строить там корабли было и быстрее, и выгоднее. Казалось совершенно невероятным, что медлительные и пока что неумелые немцы всего через 40 лет станут главными конкурентами Британии, попытавшимися пошатнуть ее морскую мощь.

В. Кофман

Броненосец “Кёниг Вильгельм”

25. Броненосец с центральной батареей “Кёниг Вильгельм”, Германия, 1869 г.,
Заложен в 1865, спущен на воду в 1868 г.
Водоизмещение — 10591 т, длина — 112,2 м, ширина — 18,3 м, углубление — 8,6 м. Мощность машины — 8440 л. с., скорость хода — 14,5 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 305-152 мм, батарея — 203-152 мм, броневая палуба — 51 мм
Вооружение: восемнадцать 240-мм и пять 210-мм орудий.

Броненосец “Фридрих Карл”

26. Броненосец с центральной батареей “Фридрих Карл”, Германия, 1867 г.
Построен в Тулоне (Франция). Заложен в 1866, спущен на воду в 1867 г.
Водоизмещение — 6822т, длина — 94,1 м, ширина — 16,6 м, углубление — 8,1 м. Мощность машины — 3550 л. с., скорость хода — 13,5 узла.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 127-114 мм, батарея — 114 мм.
Первоначальное вооружение: двадцать восемь 72-фунтовых орудий.
Аналогичный броненосец “Кронпринц” (1867 г.), построен в Англии, имел водоизмещение 6200 т, скорость хода — 14,5 узла, 2 трубы вместо одной и сразу был вооружен шестнадцатью 210-мм орудиями.

Броненосец “Гроссер Курфюрст”

27. Броненосец с центральной батареей “Гроссер Курфюрст”, Германия, 1878 г.
Заложен в 1868, спущен на воду в 1875 г.
Водоизмещение — 7600 т, длина — 96,6 м, ширина — 16,3 м, углубление — 7,2 м.
Мощность машины — 5000 л. с., скорость хода — 14 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 229-102 мм, башни — 203 мм.
Вооружение: четыре 260-мм и два 170-мм орудия.
Построено 3 единицы: “Гроссер Курфюрст” (1878 г.), “Фридрих дер Гроссе” (1877 г.) и “Пройссен” (1876 г.).

Казематный броненосец “Кайзер”

28. Казематный броненосец “Кайзер”, Германия, 1875 г.
Заложен в 1872, спущен на воду в 1874 г.
Водоизмещение — 8800т, длина — 89,3 м, ширина — 19,1 м, углубление — 7,9 м. Мощность машины — 5700 л. с., скорость хода — 14,5 узла.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 254-127 мм, каземат—203-178 мм, палуба 51 мм.
Вооружение: восемь 260-мм и одно 210-мм орудие.
Построено 2 единицы: “Кайзер” и “Дойчланд” (оба в строю с 1875 г.).

Батарейный броненосец “Нумансия”

29. Батарейный броненосец “Нумансия”, Испания, 1865 г.
Спущен на воду в 1863 г.
Водоизмещение — 7190 т, длина — 96,1 м, ширина — 17,4 м, углубление — 8,2 м. Мощность машины — 3700 л. с., скорость хода — 10 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 140 мм, батарея — 127 мм.
Первоначальное вооружение: сорок 68-фунтовых пушек.
Практически однотипный броненосец “Витория”, спущенный на воду в 1865 г. в Англии, имел водоизмещение 7135 т и скорость хода 12 узлов.

Батарейный броненосец “Тетуан”

30. Батарейный броненосец “Тетуан”, Испания, 1866 г.
Спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение — 6200 т, длина — 85,0 м, мощность машины — 5000 л. с., скорость хода — 10 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии и батарея — 127 мм.
Вооружение: сорок 68-фунтовых пушек.

батарейный броненосец “Арапилес”

31. Деревянный батарейный броненосец “Арапилес”, Испания, 1866 г.
Спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение 5700 т, длина — 85,4 м, ширина — 16,5 м, углубление—8,1 м, скорость хода — 12 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 120-110 мм.
Вооружение (на 1870 г.): два 254-мм, пять 203-мм и десять 200-мм дульнозарядных нарезных орудий.

батарейный броненосец “Сарагоса”

32. Деревянный батарейный броненосец “Сарагоса”, Испания, 1870 г.
Спущен на воду в 1867 г.
Водоизмещение — 5530 т, длина — 85,3 м, ширина — 16,6 м, углубление — 8,1 м. Мощность машины — 1900 л. с., скорость хода — 8 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии и батарея — 110 мм.
Первоначальное вооружение: двадцать одно 68-фунтовое орудие.
Довольно близкий по типу броненосец “Сагуто” (1872 г.) имел 2 дымовые трубы, водоизмещение — 7350 т и скорость — 11 узлов при мощности машины в 3400 л. с.




Вернуться в РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ" 1990-1996 г.г.

Вернуться в МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Используются технологии uCoz